Главная » 2012»Август»4 » Оптимизация Windows XP - Мифы, легенды и реальные советы
16:18
Оптимизация Windows XP - Мифы, легенды и реальные советы
Оптимизация Windows XP - Мифы, легенды и реальные советы
*статья рассчитана на неопытных пользователей
Предисловие
Microsoft выпускает новые ОС - Vista, Windows-7, Windows-8, однако довольно большое количество юзеров всё же предпочитают Windows XP. Главная причина нежелания переходить на новую систему - это чрезмерное потребление ресурсов новых ОС и тд. По сравнению с ними WinXP кажется лёгкой и быстрой,(хотя с этим в настоящий момент можно не согласиться), но некоторые пытаются ещё больше ускорить работу Windows XP...
Ещё быстрее?
Все мы хоть раз, но задумывались о том, чтобы разогнать саму операционную систему. Тем не менее, в отличие от разгона аппаратной части компьютера (процессор, видеокарта и т.д.), разгон операционной системы является довольно нетривиальной задачей. Это же не игра, где уровень быстродействия измеряется количеством кадров в секунду (fps). Так что занимаемся мы, скорее, оптимизацией, а не разгоном. Многие пользователи радостно качают всевозможные чистильщики реестра, твикеры и оптимизаторы, однако зачастую не понимают смысла в своих действиях. В данной теме мы постараемся рассмотреть наиболее часто встречающиеся советы по оптимизации Windows XP и взглянуть на эти советы с точки зрения логики и рациональности.
Реестр
Про реестр знают все. Что это такое? В Википедии ему дано следующее определение: "Иерархически построенная база данных параметров и настроек в большинстве операционных системах Microsoft Windows.". Но так ли необходимо чистить реестр, как нас убеждают в этом разработчики многих утилит для чистки реестра? Возможно, для вас это будет шокирующей новостью, но в свежеустановленной Windows XP + SP2 содержится уже более двух сотен (200) ошибок реестра. Заметьте, что это именно свежеустановленная система, никакого софта больше не стоит. И такая система гордо называется "чистой". Забавно, не так ли?
Эксперимент по поиску ошибок в чистой ОС (якобы чистой...) проводился лично мной. Для выявления ошибок использовалась утилита Neo Utilities. В качестве его соперника можно привести целый комплекс по очистке и оптимизации системы, про который наверняка слышали некоторые из вас - это jv16 PowerTools 2008. Кстати, за него просят аж $30, однако его полезность также сомнительна. Учитывая то, что проект jv16 PowerTools живёт и развивается (в отличие от заброшенной Neo Utilities), количество ошибок, которые он найдёт в свежеустановленной ОС, будет, скорее всего, ещё больше. Но будет ли от этого какая-то польза? Не факт. Вернее, какой-то очевидной пользы не будет. "Но как же так? Ведь Windows XP после переустановки работает быстро!" - и вы будете правы. Но работает быстро она совершенно по другим причинам. Так что миф о чистке реестра - это именно миф, причём раздутый до невероятных размеров.
В каких же случаях чистка реестра может всё-таки помочь? Она может помочь, в первую очередь, при попытке переустановить какие-либо программы, поскольку штатные деинсталляторы до сих пор не умеют нормально убирать в реестре следы программ и игр после их удаления. Кроме того, многие пользователи просто отправляют ненужные папки в Корзину, а про реестр даже и не думают. Также имеет смысл чистить реестр перед дефрагментацией (об этом см. ниже). Изредка чистка реестра может помочь решить разные нетривиальные проблемы. Например, на одном компьютере, который мне доводилось обслуживать, при попытке копирования файлов запускалась установка какой-то софтины. После чистки реестра всё стало в норме. Но такие случаи всё же слишком редки.
Тем не менее, хотелось бы отметить, что в реестре содержатся записи всех параметров системы, в том числе и тех, которые отвечают за автоматическую загрузку программ при старте ОС. Но ни в одном чистильщике реестра мне ещё не встретилось функции, которая убирала бы из автозагрузки всё ненужное. Поэтому:
Автоматическая чистка реестра не ускоряет загрузку игр и производительность в них
Автоматическая чистка реестра не ускоряет загрузку операционной системы и не делает её безопаснее и стабильнее
Фрагментация файлов
Быстродействие современного компьютера напрямую зависит от того, как организована его дисковая подсистема и как она обслуживается. Уточняю: дисковая подсистема - это ваши жёсткие диски, количество значения не имеет. Кстати, если у вас только один HDD, то рекомендую обратить на него самое пристальное внимание. Именно от него зависит, сколько вы будете ожидать загрузки любимой игрушки и как быстро будут запущены нужные программы.
Первое, что нужно знать пользователю - это то, что дефрагментацию нужно проводить регулярно. Потому что файлы на жёстком диске постоянно фрагментируются. Но что такое фрагментация? Это когда файлы при записи на жёсткий диск разбиваются на несколько частей. Если хотите, можете открыть стандартный инструмент для дефрагментации, который есть в каждой Windows XP (Пуск -> Программы -> Стандартные -> Служебные -> Дефрагментция) и запустить анализ любого раздела. Система отобразит длинный прямоугольник с синими и красными полосками. Синие - это нормальные файлы, красные - это файлы, которые мы видим как обычные файлы, но которые физически на самом деле раскиданы по кусочкам по всему разделу. Несложно догадаться, что если поступит запрос на чтение такого вот "разбитого" файла, то головка жёсткого диска начнёт метаться от одной точки к другой, "собирая" файл. Для вас это выльется в треск харда и часики рядом с курсором. Кстати, степень фрагментации сильно зависит от того, как часто записываются файлы на диск. В зависимости от этого можно примерно определить, когда необходимо производить дефрагментацию.
Но не менее важную роль играет и то, как разбит жёсткий диск. Не секрет, что многие из нас не сильно задумываются над этим, однако единожды потратив 10-15 минут на обдумывание структуры разделов, вы сэкономите себе в будущем многие часы, которые могли бы быть потрачены на дефрагментацию. Например, у меня всего один жёсткий диск объёмом 200Гб. Это не так уж и много по современным меркам, но мне его хватает. Однако на дефрагментацию я много времени не трачу, несмотря на то, что работаю с жёстким диском достаточно активно. Весь секрет в том, что я заранее позаботился о том, чтобы создать разделы для определённых файлов:
Скрытый текст
На Локальном диске C: дефрагментация проводится раз в неделю. Занимает она, кстати, довольно мало времени, около 15 минут, т.к. ничего, кроме ОС, некоторых программ и временных файлов, там не хранится. Объём раздела 8Гб.
На Локальном диске D: дефрагментация проводится примерно раз в 2 месяца. Это один из самых больших разделов на диске, поэтому степень фрагментации файлов даже при активной установке\удалении игр не сильно высока. Объём раздела 100Гб.
На Локальном диске E: дефрагментация проводится примерно раз в месяц, поскольку на нём хранятся такие папки как Мои документы и Рабочий стол, а также регулярно добавляются\удаляются дистрибутивы программ. Объём раздела 20Гб.
На Локальном диске F: дефрагментация проводится очень редко, примерно раз в 3 месяца, поскольку там хранятся очень большие файлы (от 800Мб до 7Гб), так что даже в случае удаления\добавления образов фрагментация будет не сильной, образы будут разбиты максимум на 2 части. Объём раздела 60Гб.
Важно! Не рекомендую проводить дефрагментацию стандартым Windows-дефрагментатором. Он действительно верно определяет разбитые на части файлы, однако работает медленно, а итоговый результат зачастую оказывается не очень хорошим (между едиными файлами остаются большие пустые пространства), поэтому я предпочитаю использовать сторонние утилиты для дефрагментации. Например, O&O Defrag (Professional Edition) имеет аж целых шесть методов возможной дефрагментации, т.е. можно выбрать тот метод, который наиболее хорошо подходит вам. Поскольку это действительно хороший дефрагментатор, я рекомендую его всем. На всякий случай, я распишу для вас его методы дефрагментации:
Stealth - весьма необычный метод. Пригодится для тех, кто активно использует свой компьютер и нет времени на дефрагментацию. При выборе Stealth-метода O&O Defrag проводит дефрагментацию только тогда, когда не производится никаких обращений к жёсткому диску. Таким образом, жёсткий диск потихоньку дефрагментируется, но вы этого не замечаете.
Space - "дёшево и сердито". Примерно так можно охарактеризовать этот метод дефрагментации. Все файлы просто смещаются в начало раздела.
Name - Файлы и папки будут отсортированы по имени. Т.е. сначала будет располагаться папка Download со всеми файлами в ней, а затем Games, потому что в английском алфавите буква D одна из первых, а G следует за ней. Пожалуй, этот метод можно порекомендовать всем разделам, за исключением системного.
Modified - Файлы будут расположены согласно времени, когда они последний раз подвергались изменению. Я применению этому методу пока не нашёл. Вероятно, использовать его имеет смысл только на серверах, чтобы сместить к началу диска файлы, которые изменяются чаще других.
Access - Файлы будут расположены согласно тому, когда к ним проводился последний доступ. Лично я использую его для дефрагментации системного раздела. Таким образом, в начале диска С: оказываются наиболее часто запрашиваемые файлы.
К любопытной категории дефрагментаторов можно отнести так называемые дефрагментаторы реестра. Дело в том, что физически весь реестр расположен в виде нескольких файлов на жёстком диске. Тот же O&O Defrag может их дефрагментировать, однако убрать пустые места внутри них, естественно, не сможет. Для таких вот ситуаций и придумали дефрагментаторы реестра. Например, Auslogics Registry Defrag: он соберёт в кучку все записи в реестре, и, таким образом, уплотнив его и сократив на N-ое количество миллисекунд время доступа к нему. Поэтому если уж вы собрались проводить дефрагментацию, то имеет смысл сначала сделать дефрагментацию для реестра. Кстати, перед подобными действиями действительно можно запустить какую-нибудь очищалку для реестра, но это уже не столь критично.
Временные файлы
Ни для кого не секрет, что объём временных файлов иногда может исчисляться гигабайтами. Вот так неаккуратно программы стали вести себя в наше время... Для очистки жёсткого диска от подобных вещей было придумано просто колоссальное количество софта, даже в Windows есть мастер по очистке диска. У него, между прочим, есть любопытная функция: он может сжать редко используемые файлы (пункт "Сжатие старых файлов") с помощью NTFS, поскольку эта файловая система может делать такие вещи. Файлы никуда эти никуда не денутся и будут вам доступны, однако вы таким образом можете освободить сотню-другую мегабайт (или даже больше) на диске. А вообще, тот же Neo Utilities может чистить как реестр, так и жёсткий диск. Он вообще может одним кликом очистить все папки с временными файлами, а также имеет опцию поиска по всему жёсткому диску на предмет ненужных файлов (список типов ненужных файлов в нём составлен заранее).
Documents and Settings
Microsoft предполагала, что эта папка станет единым хранилищем как для личных папок пользователя (Документы, Рабочий стол и т.д.), так и для настроек и служебных файлов посторонних программ. На практике же это вылилось в том, что эта папка стала занимать у некоторых пользователей сотни мегабайт. Например, всем известный браузер Firefox хранит свой кэш там. Internet Explorer, кстати, тоже. Соответственно, если не проводить регулярную чистку кэша браузера, он (кэш) может разрастись до солидных размеров. И это только один из примеров. Если включить показ скрытых файлов и папок (в том числе и системных), то можно будет обнаружить огромное количество ненужных файлов и папок. Самое интересное заключается в том, что имеется множество папок, которые, судя по названиям, относятся к системным папкам, однако они пусты и их удаление ни на что не влияет. Зачем они нужны? Это только одной Microsoft известно...
Из всего вышенаписанного можно сделать простой и логичный вывод:
Очистка жёсткого диска от ненужных файлов\папок и его последующая дефрагментация действительно приводит к ускорению запуска ОС, программ и игр.
Автозагрузка
Многие пользователи до сих пор не пользуются Ждущим и Спящим режимами. Вместо этого они предпочитают наблюдать полный цикл загрузки Windows при каждом включении компьютера. Не будем сейчас рассуждать, почему они это делают (например, кто-то может медитировать на синюю бегущую полоску под логотипом ХР, а кто-то может впадать в нирвану от приветственной мелодии WinXP). В данном случае мы будем говорить о том, как можно ускорить загрузку операционной системы. Кстати, для справки: Microsoft предполагала, что полное время загрузки Windows XP (имеется ввиду время от появления логотипа ХР при старте компьютера и появление Рабочего стола) должно занимать не более 20 секунд. Но, как выяснилось, эти 20 секунд - некая мечта, а на практике ХР загружается значительно дольше. Виновниками долгой загрузки ОС могут быть следующие вещи:
Драйвера
Prefetcher
Системные службы
Программы в автозагрузке
Любой из этих трёх пунктов может значительно растянуть время запуска операционной системы, однако на практике большинство тормозов приходится именно на момент запуска самой ОС, т.е. когда запускается Проводник (мы видим, как появляются иконки на Рабочем столе и т.д.). К счастью, как минимум один иструмент в Windows для ускорения загрузки уже имеется. Достаточно сделать Пуск->Выполнить: msconfig - и перед вами предстанет окно настройки системы, где на вкладке "Автозагрузка" можно убрать все ненужные программы, которые грузятся при старте Проводника. Иными словами, ничего важного там нет, можете вообще всё там отключить.
С системными службами несколько сложнее. Прямой зависимости времени загрузки от них не существует, однако если отключить половину ненужных служб, то, скорее всего, удастся выиграть лишнюю секунду при загрузке системы. Минимальная конфигурация служб (+ Локальная сеть, + Интернет):
Plug and Play
Windows Audio
Диспетчер подключений удаленного доступа
Обозреватель компьютеров
Определение оборудования оболочки
Рабочая станция
Сервер
Сетевые подключения
Телефония
Темы
Тем не менее, хотелось бы отметить, что если вы оставите только вышеперечисленные службы, то скорость загрузки ОС, наоборот, значительно возрастёт (вплоть до 3-4 минут), однако взамен вы получите систему, где можно будет играть и бродить по Сети, а также сэкономите десяток мегабайт оперативной памяти. Но учитывая то, что на современных компьютерах стоит от 1Гб до 4Гб RAM, экспериментировать со службами особого смысла уже нет.
Драйвера, в свою очередь, серьёзно могут повлиять на время загрузки системы, однако без многих из них (например, драйвера на видеокарту и звук) невозможно представить нормальную работу компьютера, поэтому останется только смириться с этим. Тем не менее, особо экстремальные личности могут скачать утилитку Autoruns (за авторством всё той же Microsoft), которая даст вам доступ ко всему, что только загружается при старте ОС. В том числе и к драйверам. Отключение загрузки чего-либо решается очень просто: достаточно снять галочку. Никаких лишних вопросов, предупреждений и т.п. выдаваться не будет, поскольку предполагается, что вы уверены в том, что делаете.
Внимание! Будьте предельно внимательны при работе с Autoruns! В случае отключения критически важных служб или драйверов загрузка Windows станет невозможной.
А вот с Prefetcher всё очень просто. По умолчанию эта технология включена в Windows XP и иногда она приводит к замедлению скорости загрузки ОС. Суть её заключается в том, что ещё при старте системы в оперативную память помещаются наиболее часто используемые программы, чтобы пользователь не ждал, пока они загрузятся. Зайдите в папку C:\WINDOWS\Prefetch - всё, что вы там видите, пытается загрузиться в память при загрузке ОС. Если вы хотите отключить эту фишку, то создайте следующий REG-файл:
Код:
Windows Registry Editor Version 5.00
[HKEY_LOCAL_MACHINE\SYSTEM\CurrentControlSet\Control\Session Manager\Memory Management\PrefetchParameters]
"EnablePrefetcher"=dword:00000000
Справка: создать REG-файл очень просто. Откройте Блокнот, скопируйте туда вышеприведённый текст и выберите Файл - Сохранить как..., в появившемся окне укажите папку для сохранения, а в поле "Имя файла" введите имя_файла.reg, например Disable Prefetcher.reg. После этого останется только дважды кликнуть по этому файлу, чтобы внести изменения в реестр (вместо того, чтобы лезть в него и вручную исправлять параметр).
Все вышеупомнятые действия иногда действительно могут ускорить загрузку операционной системы.
Чистка и дефрагментация оперативной памяти
Очередной миф, в который свято верят неопытные пользователи. Для его развенчания понадобится всего несколько минут.
Итак, с чего всё началось? Началось всё с того, что появились программы, которые, по заверениям разработчиков, убирали из оперативной памяти всё ненужное и дефрагментировали её, причём зачастую за такие программы просили деньги. Увы, я вынужден вас разочаровать: это всё чистой воды надувательство. Потому что оперативная память - это RAM. А RAM - это аббревиатура от Random Access Memory = Память со случайным доступом. Иными словами, где бы не находились данные, они будут доступны с одинаковой скоростью. Это означает, что самое понятие "дефрагментация оперативной памяти" просто нелепое. Дефрагментировать оперативку - это то же самое, если перемешивать воду в стакане в надежде на то, что она от этого станет вкуснее.
С чисткой памяти примерно то же самое. Действительно, изредка некоторые программы или игры оставляют в оперативной памяти какие-то свои данные, но занимают они от силы несколько мегабайт. Что такое 1-2Мб мусора в RAM для компьютера, в котором установлено 1Гб RAM? Мелочь... Кроме того, хотелось бы обратить внимание вот ещё на что: Windows отлично управляется с файлом подкачки (он же виртуальная память). Это означает, что в случае нехватки памяти ОС сама начинает скидывать в файл подкачки не особо нужные данные. Более того, она может скинуть туда даже своё собственное ядро, лишь бы только освободить для вашей драгоценной игры побольше памяти. Поэтому если вы хотите получить самую хорошую программу для работы с оперативной памятью - ставьте Windows. И можете спать спокойно. Она всё сделает за вас.
Скрытый текст
В качестве бонуса можно упомянуть следующий трюк: откройте Диспетчер устройств и разверните там ветку "IDE ATA/ATAPI контроллеры". Там нас интересует два пункта: Первичный канал IDE и Вторичный канал IDE. Заходим в Свойства каждого из них. В каждом окне переходим на вкладку "Дополнительные параметры". Там можно наблюдать следующую картину: либо напротив типа устройства стоит Автовыбор и пункт затемнён, т.е. недоступен для изменения, либо меню доступно и вместо Автовыбора можно выбрать пункт "Отсутствует". Везде, где можно, выберите "Отсутствует" и нажмите ОК. Этим вы прикажете операционной системе не опрашивать IDE-контроллер при каждой загрузке системы. Он будет опрашивать и получать ответ только от подключенных устройств, а пустые порты не будут опрашиваться, и, следовательно, не будет тратится время на ожидание получения ответа. Иногда вышеописанное действие действительно помогает ускорить загрузку ОС на несколько секунд.
В чём разница между Ждущим и Спящим режимом
Ждущий режим (Stand by) - при выборе этого пункта компьютер переводится в режим пониженного энергопотребления. Отключаются практически все устройства (жёсткий диск, видеокарта и т.д.), однако оперативная память по-прежнему работает, поскольку в ней сохранено текущее состояние системы. Таким образом, Ждущий режим отлично подходит для тех, кому приходится часто отходить от компьютера, но не хочет оставлять его работать просто так. После нажатия любой клавиши энергопитание будет восстановлено и через несколько секунд вы снова увидите Рабочий стол. Если же в Ждущем режиме подача электроэнергии будет отключена (например, во всём доме отключат свет), то содержимое оперативной памяти будет потеряно и при включении компьютера ОС будет загружена заново.
Спящий режим (Hibernate) - при выборе этого пункта компьютер выключается полностью, однако всё, что было в оперативной памяти (включая ядро системы, запущенные программы, открытые документы и т.д.), будет сохранено в специальный файл на жёстком диске. Фактически, при включении компьютера система не будет загружена, она будет просто восстановлена с того места, когда вы отправили компьютер "спать". Отлично подходит для тех случаев, когда система полностью настроена под вас и каждый раз загружать её заново уже не имеет смысла. Например, лично я уже который год выбираю Спящий режим, а не Выключение компьютера, поскольку не хочу ждать загрузки системы при каждом включении.
Что делать, если не отображается кнопка Спящего режима
Скачайте и установите обновление для Windows под номером KB893056. В скачанном архиве будет два файла: KB893056.exe и KB893056.reg. Дважды кликните по KB893056.reg для того, чтобы внести изменения в реестр, а затем запустите установщик обновления (KB893056.exe). Изменения вступят в силу после перезагрузки.
Обновление KB893056 для русской версии Windows XP (32bit):скачать Обновление KB893056 для английской версии Windows XP (32bit):скачать
Удостоверьтесь, что Спящий режим включён в принципе. Зайдите в Свойства Рабочего стола и перейдите на вкладку "Заставка". Там нажмите кнопку "Питание" и на вкладке "Спящий режим" убедитесь, что его использование разрешено.
Послесловие
Разумеется, вышенаписанное не претендует на звание мировой истины, это всего лишь моя точка зрения на ажиотаж, который был, есть и будет вокруг оптимизации операционных систем. Я буду благодарен вам, если вы дополните мой текст какими-то своими методами оптимизации Windows XP.
Для тех, кого не убедило всё вышенаписанное
Скрытый текст
Весь вышенаписанный текст - это лишь теория. Почему теория? Да потому, что я не имею ни малейшего представления о том, как измерить производительность компьютера. Что? Я слышу крики "А как же секундомеры?!". Уважаемые пользователи, да вы попробуйте для начала измерить скорость загрузки хотя бы той же Windows. Вы думаете, что это так просто? Вовсе нет. Вы сможете лишь приблизительно оценить время, которое ваш компьютер потратил на то, чтобы загрузить ядро операционной системы, драйвера и весь тот хлам, который валяется у вас в автозагрузке.
Что? Я снова слышу крики "Ну и что, что приблизительно?!"? А вы вообще в курсе, что у человека и у компьютера совершенно разные понятия о времени? Ваша единица времени - секунда. Единица измерения компьютера - миллисекунда. Допустим, после использования оптимизатора скорость загрузки игры выросла на +0,02с. Что? Морщите нос? А ведь для компьютера это целых 200мс! Для него это весьма и весьма существенное повышение скорости.
Таким образом, использование всех этих твикеров и оптимизаторов бессмысленно в силу того, что вы попросту не сможете ощутить разницу до и после их применения. Конечно, в каких-нибудь искусственных тестах разница будет. Но много ли вам радости от этих тестов, если ваша любимая игра по-прежнему загружается всё с той же скоростью + 0,02с?